Всё об одном стихи последнее

 Автор: ВСЁ ОБ ОДНОМ

ВСЁ ОБ ОДНОМ ВСЁ ОБ ОДНОМ

стихи

 

ПОСЛЕДНЕЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

И наконец (в который раз!) мы вместе

С Тобой – выходим на колосники.

Скорее, это стеллажи. Скорее —

Ряды тональностей, несущих Фугу.

Но почему, как только я взмолюсь —

«Отец, я больше от Тебя ни шагу!» —

Так снова просыпаюсь в колыбели,

Запомнив лишь Терпение Твое…

1995

 

САМОЕ ПОСЛЕДНЕЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

…Черно-белые сказки юдоли земной,

Где от общего корня растут надо мной

И душистый табак, и ночная звезда,

Где за окнами снятся-висят города,

Где, чем жестче порода исходного дня,

Тем надежнее в воздухе держат меня…

Ave, братья мои – Фридерик да февраль,

Черно-белый пейзаж, черно-белый рояль,

Это – Ангел мой черный, с лицом, словно мел,

Что ко мне сквозь пестроты пробиться сумел.

Вот и помню я, не дожидаясь конца,

Черный Космос с сияющим ликом Отца!

1997

 

* * *

«Вот, родилась – и вглядываюсь в созвучья…»

Вот, родилась – и вглядываюсь в созвучья,

Точно гипнотик, вслушиваюсь в пейжази:

Каждая ветка ждет от меня послушанья.

Кажется, расшифровав такие простые знаки,

Их на себя нанизав, как на живую нитку —

Стану прямой, как стрела, и стану готова к полету —

Согласно закону, лишь на лету обретая голос.

Чем же мне тщатся помочь – кипрей, поющий на крыше,

Тополь, подрытый ковшом, но шелеста не отдавший?

Что за слова такие, о чем они, в самом деле?

«Знай свое место», – твердят, – «займи, наконец,

        свое место…»

1995

 

SILENTIUM

1.

Какая высокая судьба —

Быть деревом.

Какая свободная,

Осознанная,

Творческая судьба.

Освобожденная Богом

От липких радостей быта,

Преданная целиком

Изученью

Реальностей бытия:

День ото дня отличать

Лишь по степени мастерства,

Толщине временных колец,

По успехам в каллиграфии веток,

В единстве листа и кроны,

В совершенстве

Формирования ветра,

Педантично распознавать

Все оттенки

Внутри всех вечных кругов,

Помнить лики всех суток,

Все пожатья транзитных птиц

И не иметь соблазна

Уйти,

Круглый год продуваться насквозь,

Промерзать чуть не до сердцевины —

Не может быть жизни чище,

Завидней

Растительного существованья!

2.

Только Солнце вошло в Водолей —

Налетели инкогнито,

длинноклювые спицы вращая лучами,

сквозь сутулый гон облаков,

кучевых миражей,

облепили мне ветки –

и заскрипели, как сотни детских колясок,

едущих мимо сотни

моющихся окон,

ведь январь –

это самый первый месяц июня!

И зазвенели:

«Не может у птиц быть имен,

ни у зверей, ни у нас,

ни у камней, ни у музык,

всяк сам себе имя,

и каждый знающий – знает,

что чем ближе к Нему,

тем свободней – свобода,

тем всеобъемлющей – всё,

и – больше нет между нами

душной пленки словес…»

1994

 

* * *

«Каждый день проступает на мне…»

Каждый день проступает на мне,

Каждый изгиб ветвей

И поворот

Облачных анфилад,

Любое телодвиженье воздуха.

Когда всю поверхность меня

Покроет

Эта натальная роспись —

Я перестану

Быть перерывом в пейзаже.

1990

 

* * *

«Все время помнить, кто ты на Земле…»

Все время помнить, кто ты на Земле —

Для этого ведь сила неземная

Нужна.

Старательно припоминая —

Болтаюсь странно, об одном крыле…

Вот-вот припомню – и крыло второе

Раскроется над бедной головою!

1994

 

* * *

«Когда я в землю вдавлена спиной…»

Когда я в землю вдавлена спиной,

Удобней Небу говорить со мной.

1994

 

ДОМАШНЯЯ РАБОТА

Встроить Небо в квартиру,

Не скомкав Неба,

Не разрушив квартиры…

1986

 

УТРОМ

Дух свободный, бессмертный, бесплотный

Переходит положенный шок —

И капризное тело сквозь плотный

Мир иллюзий – ведет на горшок,

По дороге урок вспоминая:

Надо не проморгать Благодать,

Не имея ни воли, ни рая,

Не умея ни знать, ни летать…

1994

 

* * *

«Мое утро – ужасней ночи…»

Мое утро – ужасней ночи,

Но —

Необходимо встать вертикально

И разбудить

Сознание,

веру,

любовь,

Тело,

желания,

память,

Встроить Сей День в общий план —

Пока еще не проснулись

Страхи

                и тупики…

1990

 

* * *

«И странно прямо в комнату смотреть…»

И странно прямо в комнату смотреть,

И странно темноту переупрямить…

В начале утра проще умереть,

Чем заново искать дневную память.

Но взгляд, нащупывая белый день,

Наткнется на вчерашние печали:

Твой нежный профиль, скисшая сирень…

И «крылья распахнутся за плечами»!

1988

 

* * *

«Слякоти неумолимой…»

Слякоти неумолимой

Шамканье, будничный путь…

Господи, милый, любимый,

Дай Благодати глотнуть!

И – точно Ангел незримый

Очи сподобил разуть:

Слякоти Неумолимой

Шамканье, Будничный Путь!!!

1994

 

* * *

«В последние осенние часы…»

В последние осенние часы —

Ни ветра, ни дождя, ни красок.

Осень

Костры сожгла и залила,

И в поле

Развеяла.

А птица пролетит —

Как зеркало качнется надо мною:

      Покажется, что мы уже все вместе…

1980

 

 

* * *

«По лестнице, веруя слепо в подъем…»

По лестнице, веруя слепо в подъем,

не зная ступеней, перил и прогнозов,

с руками раскинутыми, в птичьих позах —

все вместе идем и судьбу узнаем.

Единственный нам разрешенный полет —

в пожатье неведомом, в тайном сцепленье,

и если кому-то не хватит ступени —

вся цепь содрогнется,

                          но дальше идет.

1985

 

* * *

«А рядом, за оградой – темный сад…»

А рядом, за оградой – темный сад,

и в строгой зелени старинных кленов

мерцает горстка снега, лента дыма —

там деревце в наряде голубом.

И век за веком длится разговор,

высокий и печальный, век за веком:

вершин невольный стон – цветенья лепет,

все об одном, все об одном, одном,

падением стволов не нарушаем.

1982

 

* * *

«А в далеком Петрограде…»

                        Я пришла к поэту в гости…

А в далеком Петрограде

Солнце камни прогревает —

Стены тают, можно видеть:

Двое молча говорят.

Так сидят в дыму холодном,

Над последними дровами,

Как на облаке святые,

Как рисунок на стекле.

И следят, как стены тают,

И пытаются увидеть —

Как мы ходим за дровами

И как молча говорим…

Мы их редко замечаем,

И тогда стоим в смущенье —

Будто сами виноваты,

Будто ходим по земле.

1985

 

НОЧНОЙ ПОЕЗД

Как ночью яблоня цветет

в пустом саду пристанционном!

Вплотную к окнам отчужденным,

дрожа, созвездье поднесет…

Деревьям жутко в темноте

следить, как мимо мчится поезд.

В уютной, душной тесноте –

стыдится их больная совесть,

как будто бы вагон храним

не электрическим лишь светом,

а покровительством иным,

где сны дурные под запретом.

1982

 

ОТТЕПЕЛЬ

                    Арсению Тарковскому

Вороны просыпались по одной.

Их вещие простуженные крики

(Сквозняк веков!) – мой верный камертон,

Еще до пробужденья, до рожденья.

Потом я видела: стоит рассует

За шторами, держа их, как кулисы,

И в каплях электрического света

Неведомые движутся фигуры…

А оттепель, едва в мое окно

Два раза стукнув, уж идет к другому:

— Не спи, не бойся, снова будет дождь,

Еще до снега ты сойдешь на землю.

1980

* * *

«Что за голос у Вас! Такого…»

                 Александру Ревичу

Что за голос у Вас! Такого

Я не слышала никогда.

Тридцать лет до Вашего слова

Застывала моя вода.

Нет, неправда: потоки плыли,

Сквозь рожденье, сквозь жизнь во сне,

Но – нежнейший, но – Ангел боли

Наяву не являлся мне…

Только это – земные забавы,

Боль и смерть. А настанет срок —

По ту сторону переправы,

Перейдя болевой порог…

……………………………………………

……………………………………………

1995

МАРТ

Чумазые автобусы несутся

по лужам, напрямик,

                       и воздух больше

не жжется, если даже ртом дышать…

Все это – март. Он самый странный месяц:

зима, как прежде, над душой стоит,

но, кажется, нам больше не опасна

(и на термометре ей – ноль вниманья!),

и те, кто выжил под ее крылом,

чуть погодя

              о ней уже не вспомнят…

1984

 

* * *

«Всего-то – потерял весло…»

Всего-то – потерял весло

Рыбак на выцветшей шкатулке,

А воздух – снегом унесло,

Декабрь запутал переулки…

Но – в тот январский день и час,

Когда взломался лед небесный,

И небо хлынуло на нас —

Метанья столь же бесполезны.

1987

* * *

«Прекрасен русский календарь…»

Прекрасен русский календарь,

Жить по такому – вот везенье! —

Чем жизнь по сердцу ни ударь,

В конце недели – воскресенье…

1987

 

* * *

«О Господи, когда ж я доучу…»

О Господи, когда ж я доучу

Те правила, что заданы с пеленок!

От боли – замираю и молчу,

От радости – дурею, как ребенок,

И не владею правильным ответом

Ни в коей мере, никогда. Я вас

Без слез целую, коль неровен час,

А часом легче – праздным силуэтом

Темнею на родимом берегу

И ничего поделать не могу…

1985

* * *

«Все, что есть моего у меня…»

Все, что есть моего у меня —

Страдальческий голос Шопена,

Да сирени свинцовая пена,

Да озноб драгоценного дня,

Непреклонные лики родных,

Да ребенка эскизные лица,

Да зависшая в памяти птица,

Да безумье прозрений твоих.

И когда мановеньем крыла

На земле меня больше не станет –

На земле меня меньше не станет,

Чем когда и жила, и была.

1986

 

* * *

«На бабкиной машине платье шью…»

На бабкиной машине платье шью

Для дочки (вдруг надумает родиться?),

И чувствую: опять смешалось время,

Шумит в ушах, и пыль течет со стен,

И день, как фотокарточка, желтеет.

И девочка играет на полу,

И на меня не смотрит, и бормочет

Слова, когда-то сказанные мною.

И лишь затем похожа на меня,

Чтоб дать задаче новое решенье.

Но – и на ней столетий желтизна…

И жутко, и нельзя спугнуть виденье,

Сознанье правды силы придает.

Так в старых сказках заживляет раны

Немыслимая – мертвая! – вода…

…Но вслед за ней является – живая!

И Зингерова швейная машинка,

В блестящей сбруе черная лошадка, —

Кивает на скаку и катит блики

По комнате, и колесом стучит…

Зловещей никогда и не бывала,

И времени она не знает вовсе:

Живет, когда работает, и только —

Ее купили, чтобы платья шить.

И, снова руку женскую почуяв,

Она в восторге, что пришла хозяйка.

…А что сменилась пятая хозяйка,

Она в упор не видит. И – права.

1984

 

* * *

«Играю – за себя и за судьбу…»

Играю – за себя и за судьбу.

Веселая профессия актера

Начертит призрачную городьбу, –

Да не уйти из этого узора.

Неужто гримом я себя спасу

От ветерка, ползущего вглубь сцены,

От Времени, что грезит на весу

И на билеты взвинчивает цены?

1986

 

НОЧНАЯ РАБОТА

– Беру большой зубчатый лист с тугим пурпурным стеблем, – пусть в моей тетради останется хоть память…

                                                            Бунин

Ты борешься со смертью всякий раз,

Когда берешься из листа бумаги

Кроить живые листья…

                         Краткий день,

Всю ночь себе продленье добывая,

Угомонится все-таки

                         к рассвету,

В классический час казней.

                         Твой век – дольше.

И новый день ты встретишь, как вчерашний,

Привычно выкликая имя смерти:

— Живу…

          люблю…

                    дышу…

                            иду на Вы…

1984

 

* * *

«О, золотые купола…»

О, золотые купола,

О, неба ясное дыханье!

Играет солнечная мгла

На терпеливом белом камне.

О, золотые купола…

Слепящий свет родного неба,

Где высота надежней хлеба

И бесполезна кабала:

Плывут по небу купола,

Качая птиц над головами,

А под рукой – белы поля,

Полны озимыми словами…

1986

* * *

«Станционные кусты…»

 

Станционные кусты,

дочерна промокшие!

Листья были золоты,

словно искры Божии…

Изнутри – давно пусты,

дочерна сгоревшие,

стынут голые кусты,

душу мне согревшие…

1983

 

* * *

«Я не завишу от времени года…»

Я не завишу от времени года.

Где-то за городом, как за окном,

Мчится по внешнему кругу природа,

Спектры вращая в свеченьи одном.

Разве судьбе до того, что промокла

Пыль под неистовым белым дождем?

Переглянувшись сквозь твердые стекла,

Снова замкнемся на круге своем.

1986

 

* * *

«Меня проводят до могилы…»

Меня проводят до могилы

Младенческие «почему».

Судьба не учит ничему,

А лишь испытывает силы…

1980-84

 

ПРОГУЛКА

Сейчас здесь будет дождь.

                       Какие-то деревья

И я – следим, чтоб платья

                       у нас не унесло:

На дамбе чьи-то листья ветер крутит,

А в небе что творится! –

                        косматые драконы,

Переплетясь телами, гонят свет —

То яркой полосой,

                 а то – волной чернильной.

Весь парк отсюда виден – там темно,

И кое-где березы,

                как молнии, сверкают —

И все это удвоено в пруду…

По дамбе

Испуганно бежит пустой троллейбус,

                       искря и подвывая.

Проклятая привычка растворяться

В любой картине!

                Я почти у дома,

Но я не помню, что такое дом,

И я не знаю как

               укрыться нам от ветра,

                       и сохранить листву,

                       и в пруд не улететь…

1979

 

ВТОРАЯ СКРИПКА

1.

Кто помнит баховский оркестр,

не проклянет свое рожденье

и горя непосильный крест,

того спасет лучей скольженье

по пультам, клавишам, смычкам,

снежок спектральный из фрамуги,

настройки бестолковый гам

и чудо возведенной фуги.

Полифонический кристалл,

раствором солнца наполняясь,

растет и раздвигает зал,

случайного познанья завязь:

где мир замешен на крови,

там кровь моя не в укоризну…

Кто был кузнечиком в траве,

пренебрегать не станет жизнью.

 

2

Гармония уходит из-под ног:

Секундаккорд – секунду и продлится,

Уклончив, как плывун.

…А кто бы мог

Предположить, что память-баловница

По нитке вверх – за небо – уведет,

Как ангел у Чюрлениса, но – круче,

Как будто ей известен тот полет,

Где только тьма да свет из всех созвучий…

1985

 

* * *

«Ноябрьский пригород боится снега…»

Ноябрьский пригород боится снега,

Как будто снег – не дар земле, а саван,

Как будто что-то минет навсегда.

Но отойдет ручьями заморозка —

И снова хлынет боль

Во всем сиянье,

И зеркала развесит по деревьям,

И не отпустит впредь.

До ноября.

1984

 

* * *

«А если это – пир…»

А если это – пир,

Велик же стол меж нами!

Украдены края его

Туманом и дымами.

А голос мой так глух —

Его ли ты услышишь…

               Лишь чаша круговая

               Коснется губ моих.

1979

 

* * *

«Бабье лето: блеск и нищета…»

Бабье лето: блеск и нищета,

Отданы плоды на растерзанье

Букве летописного сказанья,

Духу погорелого листа.

В золотой пыли, лепясь к пролетам,

Будущее серебро сквозит,

Длится под открытым переплетом

Бытия несовершенный вид…

1988

 

* * *

«Все берется с потолка…»

Все берется с потолка.

А потолки бывают разной высоты…

 

* * *

«К чему наши страхи и споры…»

К чему наши страхи и споры,

Заманчивые гаданья

О Вечности! Это – просто

Древний седой китаец,

Читающий справа налево.

 

* * *

«Возникновение рифмы…»

Возникновение рифмы:

Слово,

Брошенное в тишину,

Тает,

Обнаруживая иные

Очертания

Себя…

 

* * *

«Звонница-ель…»

Звонница-ель…

Из слухов

Мягкими толчками

Выкатываются залпы тишины

И рушатся

На темно-белый снег.

 

МЕЛИХОВО

Что ж – яблони? Великая краса:

неряшливые серенькие листья!

…Но ветер по верхушкам прошумит —

и столько сил у дачника воскреснет,

как будто книгу памяти раскрыл.

1985

 

* * *

«Нет, реальность не проста…»

Нет, реальность не проста,

и границы сказки зыбки,

Коль с жар-птицына хвоста

золотые каплют рыбки!

1980

 

* * *

«Отсыревшую дверь распахнешь…»

Отсыревшую дверь распахнешь –

Ветер бъет по еловым лапам.

Нет конца предпоследним каплям,

Начинается новый дождь.

1983

 

* * *

«В каждом доме…»

В каждом доме —

Родное

Лицо телевизора.

И – множество других

Родных лиц:

Двери,

Лампы,

Окна,

Под окнами – деревья…

Зачем люди

Прикидываются чужими?

1990

 

* * *

«Не плачь…»

Не плачь,

Все хуже, чем кажется…

 

* * *

«Я сказала: «Время тут ни при чем»…»

Я сказала: «Время тут ни при чем», —

И они решили,

Что я его отталкиваю.

А я —

Его защищаю!

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

I

— Почему фотографии

Похожи, но мертвы,

А портреты —

Живы, но непохожи?

Почему нельзя

Вернуться в память

И узнать,

Как все было

«На самом деле»?..

— Потому что в памяти

Остается только

Главное…

То есть то,

Чего не было

«На самом деле».

II

Для чего

Все-таки

Нужна

Эта свобода?..

— Да только для одного:

Чтобы каждый нашел несвободу

По душе и по росту…

1990

 

* * *

«Такие хорошие люди…»

Такие хорошие люди,

Так друг друга любим,

И так поступаем друг с другом —

Убить нас мало…

Потому и живем.

 

* * *

«Я скажу…»

Я скажу:

— Сестра моя Ассоль…

Меня оборвут:

— Ваш отец

был сумасшедшим!

 

* * *

«Просыпаясь, застала обрывок…»

Просыпаясь, застала обрывок

Уползающего стихотворения:

«В те поры он был свеж, как редька».

А в другой раз – о руке:

«И осталась она невоздетой…»

1986

 

* * *

«Из верлибров жизненной прозы…»

Из верлибров жизненной прозы:

В клаустрофобии вокзала,

В Гольфстриме запахов буфета,

В броуновской толкотне

Кружилась вальсирующая пара.

Не помню,

В бальном ли наряде,

Скорее всего – в спецодежде,

Не помню,

Летела ли по кругу,

Скорее, топталась на месте,

Но была,

Это помню.

Хотя голову на отсечение,

Пожалуй, не дам…

1986

 

* * *

«С каждым днем все гуще и глуше…»

…но тебе я в этом признаюсь.

С каждым днем все гуще и глуше

Зарастают мои деревья,

Неприкаянными ветвями

Оплетают окна и двери.

Ненаписанные стихи —

Фантастические созданья,

Никогда о конце и начале

Не слыхали. Задену строчку —

Вмиг опутана вся поэмой,

А сама не сильнее буквы.

Так когда-нибудь станет ветвиться

Куст моей посмертной сирени:

Сломишь ветку – зажгутся две.

Но пока мы здесь – календарь

Мечет под ноги слитки света…

Не хотелось бы мне остаться

Хоть с единой хрустальной каплей,

Замкнутой в руке неживой…

Ты посмейся хоть надо мной!

1985

 

В ДЕТСТВЕ

Кузнечиков сплошное верещанье

дрожит в столпах небесного огня,

а дом сиренью ледяной охвачен…

Трава, еще живая, пахнет сеном,

и тленом – деревянные перила.

А мне знакома здесь любая тропка,

я даже среди роз – персона грата,

я всем сочувствую, всем помогаю…

Я здесь живу недавно. Мной судьба

пока еще не занялась вплотную.

 

В ДЕТСТВЕ II

Желтый мрак вечерних комнат:

Свет под лампою дрожит,

Снег за стеклами кружит —

Что еще душа припомнит?

Край обоев отстает,

Кто-то там зашевелился,

Свет от лампы отделился

И по комнате плывет.

Короля усталый голос

Все заране объяснит.

Веер радуг – от ресниц…

За роялем успокоюсь.

—-

Зимний свет боготворя,

В темные углы коситься

И достоинству учиться

У рояля-короля.

1985

 

* * *

«…И вдруг я с ужасом осознаю…»

…И вдруг я с ужасом осознаю,

Что я права в своей смешной обиде,

Что я – кощунство! – быть могу права…

Что жизнь моя – не баловство, не глупость,

Хоть, может быть, и ересь, – но не прихоть,

И за нее нельзя просить прощенья

И обещать исправиться в другой раз…

1986

 

* * *

«Меня как таковой на свете нет…»

Меня как таковой на свете нет:

Я только слух,

Я просто пианистка

И следую за логикой момента

Как за Рахманиновым и Шопеном.

…Вот листья так маячат за окном,

Что логика велит мне оставаться

И следовать за каждым вашим жестом,

До скорого конца, по каждым нотам,

Под ваши дудки…

               Но ребенку ясно,

Что в разных окнах разный окоем —

Так что же вы ревнуете меня,

Когда, войдя в живые ваши лица,

Вне вас я не живу?

               Мне так дано

(Пусть не бессрочное) мое бессмертье,

И так, в престранный круг соединяясь,

Мы жили бы и жили. Я лучом

Скользила бы по вашим милым лицам —

А вы по очереди б улыбались…

Так что же вы ревнуете меня…

1982

 

* * *

«Нет у поэзии – слов для обмана…»

Нет у поэзии – слов для обмана.

Нет у реальности – снов для поэзии.

…Но втихомолку колдует гортензия, сумерек чары вдувая в шары…

1979