ДРЕВНИЕ ГОРОДА КАМБОДЖИ*
Забытый мир, как вылитая чаша,
Как с каменной резьбою ожерелье
На шее у танцовщицы Камбоджи,
Застывшей в храмах с лотоса цветком.
Ее одежды развевает ветер
Без малого почти тысячелетье,
Но ласков взгляд, и трепетны ладони,
И Лотос Жизни не увял в руке…
Три лепестка на головном уборе –
И голова прекрасна, будто лотос,
И дышит грудь воспоминаньем древним
О старых сказках правивших царей…
А Память-Вечность, воплощаясь в арке,
Глядит на нас через четыре лика:
Под каменной ступенчатою кладкой
Сияют лица Светлого Царя.
Воззрев на все четыре части света,
Он ведает о Дальнем Королевстве,
Откуда прибыл юноша индийский,
Пленив девицу Ивовый Листок…
И замерли в бессрочном ожиданье
На корточки присевшие гиганты:
Аллея, что хранима ими вечно,
Давно не слышит царственных шагов…
Среди голов священных великанов
Шагаешь ты дорогою Победы,
Танцовщица прекрасная Камбоджа*,
Среди застывшей музыки своей…
__________________
* Страны Юго-Восточной Азии долгое время находились под влиянием Индуизма. Памятники Камбоджи красноречиво свидетельствуют об этом (например, барельефы Ангкор Вата и Байона связаны с мифами о горе Кайлас, Шиве, Парвати, Раване; барельефы Ангкор Вата и Бапхуона связаны с Кришной). Ангкор-Ват был построен при короле Суриявармане II (1113-1145). Однако Байон (к. XII – н. XIII в.) связан не с Индуизмом, а с Буддизмом, т.к. правитель Ангкора Джайяварман VII сменил религию.
См.: Маршаль А. Ангкор. М., Искусство, 1964 г.