Хан-алтай хан-алтай, ты раскинул улусы

 Автор: ИЗ ОПУБЛИКОВАННОГО В АЛЬМАНАХЕ "ОРФЕЙ"

ХАН-АЛТАЙ Хан-Алтай, ты раскинул улусы Сребровидных холодных ночей, И рассыпались снежные бусы По плечам твоих гор-дочерейХАН-АЛТАЙ

Хан-Алтай, ты раскинул улусы

Сребровидных холодных ночей,

И рассыпались снежные бусы

По плечам твоих гор-дочерей.

И с джигитами спящие девы

Не пируют в кочевьях холмов,

Их потайные сны и напевы

Растревожат мне сердце без слов.

Это странное чудное пенье

Неотвязно и тонко звенит –

То ли эхо подземных кипений,

То ли отзвук надземных молитв.

Может, это лесной миннезингер

Посвящает любимой свой гимн,

Может, песня Гесэра из Линга

Созывает друзей из низин.

Или утром туманным и хмурым

Строит воинство солнечный бог –

И алтайским степным трубадурам

Вторят труверы горных дорог.

И под натиском грозных Роландов

Тают тучи, и в солнечный миг

От седых Гималаев до Андов

Воссияет Белухи ледник.

Хан-Алтай, ты увенчан короной

Не династий и царских родов,

В ней Алмазы Сердец, опаленных

Тяжкой поступью битв и веков.

В ней дыхание боя Ойрота

С темным Эрликом в недрах Земли,

В ней падения в пропасть и взлеты

К неземному сиянью зари.

Хан-Алтай, если древний обычай

Не велит дочерям на Cовет,

Призови их воинственным кличем

Под знамена небесных побед.

Словно ветер, ласкающий стремя,

Пропоет благодатно стрела –

В смертном крике безумного зверя

Средоточие древнего зла.

Отголоском времен отзовется

Тихий ропот деревьев в лесу,

Да в ущелье сова рассмеется

И журчащий ручей Катын-Су.

И преклонится всякий отважный

Перед Женщиной, выигравшей бой,

Как склоняются горные стражи

Перед Ханом, Огнем… и Судьбой*.

2000

___________________________

* Согласно апокрифическим преданиям, Христос в своем многолетнем путешествии на Восток, перед тем как идти в Индию и Гималаи, побывал в районе Белухи, священной горы Алтая. Так же и Будда, когда в одиночку отправился на север, дошел именно до этого места, оказавшееся самой северной точкой его путешествия. Здесь, согласно легенде, Он получил высшее Посвящение в присутствии неведомых Святых. Так, если не во времени, то хотя бы в пространстве, пересеклись земные пути двух величайших Сынов Человеческих, воплотивших в себе Бога Неизреченного. Из эзотерических источников известно, что в постапокалиптические времена Белуха сыграет важнейшую роль, объединив вокруг себя земли Нового Мира, и даст мощный духовный импульс развитию будущей расы.

Миннезингеры – преимущественно древнегерманские поэты, чье творчество было посвящено любви и религиозным чувствам и складывалось под влиянием творчества западноевропейских трубадуров и труверов, а также фантастических сказаний Востока и народных свободолюбивых песнопений.

Трубадуры – лирические поэты юга Франции XII-XIII вв., певшие свои исключительно музыкальные стихи на провансальском наречии.

Труверы – эпические поэты севера Франции, слагавшие песни о героизме рыцарей, начиная с XI века; соответствуют древнегерманским скальдам и древнерусским певцам-гуслярам. Прямыми предшественниками труверов являлись барды кельтов и друидов.

Роланд – герой самой знаменитой «песни» из труверского цикла так называемых chansons de geste, которая отличается особой последовательностью изложения и замечательно стройным стилем. В «Песни о Роланде», сложившейся в XI веке, отражено реальное событие – битва 15 августа 778г. между басками и франками, а прообразом Роланда является бретонский маркграф Хруодланд. В окончательной редакции песни облик Роланда вырастает в собирательный образ рыцаря без страха и упрека, воплощение чести и благородства, бесстрашия и долга перед товарищами, а небольшое сражение местного галльского характера становится битвой христиан и сарацин, приобретая ярко выраженный религиозно-идеологический оттенок.

Гесэр из Линга – Богдо Гесэр Мерген-хан, что означает «искоренитель десяти зол в десяти странах света», богатырь тибетской и монгольской мифологических традиций, прототипом которого является легендарный правитель Тибета Абай Гэсэр, живший в VIII веке, по одним сведениям, в местечке Линг, по другим – в Ладаке. В преданиях о Гесэре, составившим внушительный цикл «Гесэриада», говорится о воплощении высочайшего небесного духа в могучего человека по имени Гесэр-хан, которого снова ждут на Земле, как Спасителя и Мессию. Упоминается также в бурятских и алтайских легендах.

Ойрот – в цикле алтайских легенд пророк Урсул-Ой-рот (что значит «найденный в дереве») был найден и выкормлен Лебедем-кликуном в дупле дерева, расщепленного стрелой-молнией Хана-Ульгеня, которая и превратилась в прекрасного младенца. Обнаруженный пастухами, был взят и воспитан в пастушеской семье. Когда вырос, поступил на службу Хану-Ульгеню, или, по-другому, Хану-Алтаю, где встретил и полюбил Катын-Су, дочь Ульгеня, однако судьба разлучила их, когда Катын-Су похитил хан Эрлик. Ойрот взмолился Ветру, чтобы тот сделал его богатырем, и превратился в гранитный камень-великан. Повалившись всей своей тяжестью в озеро Джайлю, он породил горный поток реки Чулышман и остался стоять до срока великой битвы, когда проснутся все богатыри. Дух же его опустился под землю, чтобы сразиться с ханом Эрликом, но битва закончилась ничем, ибо до прихода сроков Эрлик был непобедим. Легенды Алтая об Ойроте-Белом Бурхане породили особое духовно-религиозное течение бурханизм, в котором причудливо смешались элементы северного буддизма, местные верования и древний шаманизм. Особым в нем является схожее с традиционными религиями ожидание пришествия Пророка, Мессии, Белого Бурхана, который возглавит окончательную битву с тьмой и невежеством и восстановит справедливость и правду.

Катын-Су – в алтайских легендах неземной красоты дочь Ульгеня, Хана-Агана, или Хана-Алтая, навеки полюбившая Урсула-Ойрота. Была похищена злобным Эрликом в подземное царство и спрятана его слугами в самой глубине преисподней. Но когда в подземное царство ворвался ручеек-вестник, родившийся от падения в озеро великана Ойрота, сердце ее таким же ручьем устремилось к любимому и вынесло на вершину самой высокой и священной горы Алтая – Белухи. Увидев окаменевшего Ойрота, она упала с Белухи и превратилась в самую красивую и великую реку Алтая – Катунь.

Эрлик – один из трех братьев, брат Эдзеня и Ульгеня (Алтая), первоначально поочередно с Эдзенем охранявший прекрасный сад, который был посажен Ульгенем по указанию Владыки Миров. Когда Эдзень предал его и ушел в Китай, став богдыханом, Эрлик остался охранять сад в одиночестве. Особенно берег он чудесный цветок, подаренный ему Катын-Су, в которую он был влюблен. Но Эдзень, прослышав про цветок, подослал гонца и украл его. Когда же Катын-Су сурово упрекнула Эрлика за то, что он не сберег сокровище, сердце Эрлика наполнилось великой злобой и он проклял брата и все человечество. Так яростно топтал он землю, что ушел под нее и вскоре стал властелином тьмы и преисподней. Тогда сестра трех братьев Урус, во всем помогавшая всем братьям, опечалилась и ушла на равнины, основав там царство Русь, чтобы когда-нибудь вернуться и принести любовь и мир обиженному и ослепленному злобой Эрлику.

 

 

* * *